ТитульнаяКонтакты и схема проезда

НАШИ ПРИНЦИПЫ

  • Учитель замечает и поддерживает проявление инициативы ученика
  • Ученик определяет собственные учебные цели и задачи, проводит контроль и самоконтроль, оценку и самооценку
  • Основа учебного процесса - здоровьесберегающие технологии

Школа - это шаг в будущее. Сколько волнений и у родителей, и у ребенка! И хотя многие дети приходят в школу после детского сада и уже знают, как вести себя в коллективе, у них есть представление о занятиях; для них, как и для тех, кто пришел прямо из дома, из-под уютного крыла бабушек и мам, эта перемена всего образа жизни - стресс. Да и для родителей сплошные проблемы. Ту ли выбрали школу? Сможет ли ребенок приспособиться к школьной жизни? А задания на дом? А учительница? Какой она будет - мягкой, спокойной или строгой, требовательной?

Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого школьного года и сами первоклассники, и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Нередко это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет - он часто болеет (а пропускать школу с первых же недель не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.

А ведь этих неприятностей можно избежать. Как и в любом другом деле, лучше предупредить появление проблемы, чем потом с большим трудом ее преодолевать. И начинать эту работу лучше задолго до первого класса - в 5-5,5 лет, в старшей и подготовительной к школе группах детского сада.

Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах, гимназиях, образовательных центрах. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учиться в школе не сможет. Ему придется срочно ("психологически дозревать" уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него. И у его родителей, скажется на развитии личности ребенка в целом.

Дополнительные занятия, доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводят к тому, что большинство детей приходят записываться в первый класс с "интеллектуальным багажом" гораздо большим, чем требуется для того, чтобы пройти собеседование и стать учениками. Однако, вскоре в школе все же начинаются проблемы.

Дело в том, что умение читать, считать, а также многое другое, что проверяют при поступлении в школу, - все это не избавит ребенка от тревоги, растерянности, стрессов, не поможет ему научиться общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут подряд. Даже если он способен изобразить письменные буквы, хорошо читает и считает до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка и он обладает широким кругозором, умеет решать логические задачи, адресованные детям 8-9 лет, - и это не обеспечит ему принятия сверстниками, их симпатию и дружелюбие, не избавит от страха перед строгими учителями, не поможет почувствовать и сохранить интерес к учебе в школе. Все ЭТО только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, QTO само по себе прекрасно, и, конечно, поможет ему в обучении, но этого не достаточно.

Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители могут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов осуществить своеобразное интеллектуальное "натаскивание" ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно.

В результате в школу приходят дети, умеющие читать и считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Такие дети называют учительницу "на ты", на уроке перебивают ее и сверстников, смеются - это воспринимается как грубое нарушение дисциплины. Другие, одинаково боясь и учителей, и детей, зажимаются и не могут вымолвить ни слова.

Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, а что нельзя делать, включиться в учебный процесс. Очень часто у детей к 6,5-7 годам не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового обычно не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем, пользоваться привилегиями своего нового положения. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: "перемены, где бегают", "тетрадка с котеночком", им льстит, что они "почти взрослые". Эти данные ежегодного опроса первоклассников свидетельствуют о том, что дети этого возраста психологически еще являются дошкольниками, они не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые.

А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а кто и раньше, с момента записи в школу, видя теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: "Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь? Пора бы взрослеть! Ну что же ты? Ведь уже в школу ходишь!". Нередко у детей отбирают игрушки (в том числе и любимые), смеются над привязанностью к привычным детским "дошкольным" книгам-сказкам, стихам. А малышу трудно утром просыпаться по звонку будильника, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности, ему больше нравится рисовать, чем писать буквы ... В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет, не справится, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачки, учиться всему, чему учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: вдруг не получится? Вдруг опять все будут недовольны? А уж если речь идет о чем-то новом, - страх еще более возрастает. Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей, которые были уверены, что уж их ребенок, безусловно, будет отличником... Неуверенность в себе в начале первого класса может лечь в основу эмоционального дискомфорта, на фоне которого пройдут все школьные годы.

Конечно, школа предъявляет много новых требований, выполнить которые ребенку очень нелегко. В первую очередь это относится к "домашним" детям, не получившим опыта, который дает детский сад: организация занятий, умение внимательно слушать педагога, выполнять задания, которые адресованы не лично тебе ("А теперь, Ванечка, нарисуй вот такой квадратик"), а сразу всей группе ("Все взяли карандаши и обводим зеленым цветом большие кружочки!"). Даже для более подготовленных детей хватает сложностей и проблем в первые дни и месяцы школьной жизни. И совсем ни к чему добавлять проблемы, вытекающие из неадекватных чаяний взрослых по отношению к возможностям шести-семи летнего ребенка в период адаптации к школьной жизни.

Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он только начинает становиться школьником, а не превращается в него мгновенно. Это сложный и весьма продолжительный процесс. Смена жизненной позиции, социального статуса, приспособление к множеству новых обстоятельств, адаптация к новым условиям требуют значительных усилий. Если ребенок не умеет слушать учителя, не может сосредоточиться на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не понимает причин их поведения, неправильно трактует их поступки и слова - он не готов к школе, даже если умеет читать, писать, знает иностранные слова.

Если у ребенка не сформирована произвольность поведения, он не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях "нельзя", "надо", "можно, если ... ", "нужно, если ... " и т.п. - ему будет очень трудно в школе.
Если он часто болеет, быстро устает, плохо спит и ест, мало гуляет - он может не справиться со школьными нагрузками, которые ожидают его уже в первом классе (особенно в школах и гимназиях, работающих по про граммам повышенной сложности).

Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить, насколько это возможно, привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни - сильный стресс даже для взрослого. Поэтому обеспечьте ребенку дома понимание, доброту, участие, любовь.
Первоклассник продолжает быть ребенком, каким он был до школы. Ему все так же нужна мама, ее любовь, ласка, помощь и совет. Ему по-прежнему хочется поиграть с детьми, погулять во дворе, побегать по парку. Он не утерял привязанности к любимым игрушкам, книгам, мультикам. И, даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки перед сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.

Распространенная ошибка многих родителей - утрированное, сверхвнимательное отношение к первым школьным успехам или неуспехам первоклассника. Резкую смену системы ценностей у родителей (внимание к ребенку сменяется вниманием к написанию букв, цифр, скорости чтения, знанию расписания уроков, замечаниям учителя и т.д.) ребенок часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость. Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности, способствовать росту тревожных переживаний и ощущению вины, к стойким личностным изменениям в целом.

у более сильных, активных детей преобладают иные проявления: растет упрямство, негативизм, они не хотят делать уроки и даже говорить о них, привлекают внимание к себе плохими поступками, действуют "назло", становятся агрессивными. Появляется нарочито безразличное отношение к школе, к оценкам взрослых, к учебе. Быстро формируется неблагоприятная позиция в классе, среди сверстников, чье расположение они могут завоевать и не вполне адекватными, с точки зрения взрослых, средствами.
Не следует забывать, что в школе учителя в первую очередь оценивают учебные умения ребенка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведение на уроке. На основании этого характеризуется ученик, определяется его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе.

Итак, проверьте, умеет ли ваш ребенок:
- заниматься одним делом (не только интересным) в течение 20-30 минут;
- понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например,
нарисовать мужчину, а не просто человека; робота, принцессу и т.д.); - действовать точно по образцу (нарисовать картинку по образцу);
- действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например,
рисовать простой геометрический 'узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: "кружок квадрат - кружок - квадрат", а потом - без подсказки, но с той же скоростью);
- хорошо ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, не путать "над", "под", "вверх", "вниз", "направо", "налево" (например, рисовать узор по клеточкам, следуя . инструкциям взрослого: ("три клеточки налево, три вверх, три налево, одна вниз, две направо, три вниз, три налево, одна вверх");
- запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше);
- ориентироваться в понятиях "больше - меньше", "раньше - позже", "сначала - потом", "одинаковое - разное".

Важно также проверить, не стесняется ли ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними (по собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками.
И если ребенок все это умеет, да еще знает буквы, свободно считает в пределах десятка, многие трудности его минуют. В более выгодном положении обычно оказываются детщ ходившие в детский сад или посещавшие подготовительный класс в школе. В более сложном - левши, малыши с ослабленным здоровьем (особенно это касается нервной системы), гиперактивные или слишком замедленные дети.

Если ребенок идет в школу до 6,5 лет, он может столкнуться с проблемами, связанными с незрелостью нервной системы. В этом случае нужно очень осторожно подходить к выбору школы или гимназии с про граммами повышенной сложности: они могут оказаться непосильными для ребенка. Возможно, через год этих проблем уже не будет. Если же еще психологически неготового к обучению малыша все-таки отдали в школу, нужно обеспечить ему щадящий режим, малочисленный класс, индивидуальный подход к организации занятий, полноценный отдых дома и в школе. Это иногда предлагают лицеи и гимназии.
А сейчас, пока еще есть время, пусть ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, компьютерные (недолго!), пусть больше рисует, конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, играет в кубики. Приобретите дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задания вместе.

А главное, - поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимый ему "эмоциональный комфорт". Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.

Е. Волкова-Гаспарова, кандидат психологических наук

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ


ПЛАТНЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ
ВОПРОС РУКОВОДИТЕЛЮ
ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ
ОНЛАЙН-ШКОЛА

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА



 
Rambler's Top100